33 – Будущее – чему и как учить и учиться?
Есть игры конечные, есть бесконечные, это подробно обсудил Джеймс Карс. Однако, есть еще один критерий – динамика правил. В большинстве игр правила очень незначительно меняются через усложнения, добавление новых навыков, предметов, оружия + естественно увеличение силы препятствий и боссов, но фундаментальные правила, заложенные в сюжете меняются не сильно. Сюжет вводит лишь новые обстоятельства, но на основной игровой цикл, механики влияет очень не значительно, либо не влияет совсем. Это вполне объяснимо для игр с точки зрения ограниченности ресурсов при их создании. Однако это лишь усеченная версия Игровой Метафоры, которая зиждется на том, что как раз при повышении уровня фундаментально меняются правила, а соответственно и основной игровой цикл, а как следствие необходимые навыки. Если правила не меняются, то как вы должны были махать мечом (метафорически) на начальном уровне, то так и будете махать мечом на следующем уровне, просто меч подороже и скилов побольше, ну и босс тоже. Однако в игре с динамическими правилами на каждом новом уровне новые правила, новые скилы, а значит скилы предыдущего уровня обнуляются. Знания нюансов, разумеется остаются и помогают, но скилы старого уровня обнуляются.
На новом уровне новые вызовы, которых не было на предыдущем уровне, новые правила, которые пока не ясны, много неизвестных переменных, уровень неопределенности при переходе уровня опять прыгает к 100%, а новых навыков еще нет.
И при этом тикает таймер, и если не приобрел некий навык в нужное время, не решил кейс этого уровня, то с треском сваливаешься на предыдущий уровень.
На предыдущем уровне ты все умеешь, поэтому быстро прорываешься опять на новый уровень, и ситуация повторяется снова и снова по мере того, как с каждой попыткой и провалом ВСЕ-ТАКИ чему-то учишься.
Таким образом при переходе на новый уровень, основным элементом обучения и адаптации является повторяющийся провал. У кого-то может быть 5 провалов, у кого-то 50, но на следующем уровне закрепляется не самый талантливый, а тот, кто обладает универсальным мета-навыком – не бросать. Навык – не бросать является одним из мета-навыков, которые актуален на любом уровне.
Второй мета навык – учиться в реальном времени, адаптироваться, получать знания из любого источника, от любого человека. Если мы умеем учиться, то не делим людей на учителей или не-учителей. Сам процесс обучения зависит от нашего настроя на обучение, а не от присутствия рядом некого учителя. Если настрой есть – мы учимся у любого. Если настроя и навыка нет – то даже если рядом 100 лучших учителей, результата не будет.
Идея лекции в том, чтобы понимать чему учиться надо знать – тренды будущего, знать мир в котором мы живем, т.е. Теорию каст и ролей, потому, что это дает совершенно иное понимание- мата навыков, как и где учиться, у кого, как строить учебные ситуации? Какие направления – не очень хорошо… А какие плохо.
Общая идея – детей надо учить этому, чтобы перенаправить мир в другую сторону…..
Меритократию надо вводить не через политические институты, а через нечто типа Суда Линча, когда люди использую горизонтальные связи и определенные правила для того, чтобы формировать этический рейтинг, а не только профессиональный. Т.е. Эффективность должна быть сбалансирована с этикой и пониманием враждебного окружения.
В таком случае целью становятся люди, которым мы внедряем определенную систему ценностей…. Подводя их к действиям:
1. Консолидация ресурсов – это важно – если разделяешь, то помоги деньгами, ибо деньги это рычаг в этом мире. Либо рекомендациями.
2. Т.е. Как в игре каждому дается задание – привлекать других, следовать правилам и ритуалам, отдавать десятину.
Все атрибуты – религии, но иной символ веры и мотив. Мы верим не ради личного спасения, а ради того, что изменить мир так, чтобы их него не надо было спасаться, чтобы убрать из мира зло. Т.е. Это манифест, и если вы его разделяете, то совершите несколько действий. Если вы не совершаете одно из этих действий, значит вы не разделяете этот манифест.
Но начать стоит с игры, или даже проще с сюжета.
Сюжет просто описывает – как все это происходит с детальными инструкциями – это идеология, а исполнители найдутся, когда увидят в этом смысл – создадут софт, привлекут деньги….
В этом романе мы показываем как создаем систему, как продаем, все описываем…
Когда я привел статью про Амазон, то не с целью осуждения Безоса и условий труда. Общее число работающих на планете около 3,5 млрд. человек, и полагаю до 70% работает в худших условиях, или просто кошмарных – я думаю, чемпион здесь Индия – разборщики свалок или старых кораблей. Так что, те, кто работает у Б. еще в относительно неплохих условиях. Ключевой поинт в том, что до внедрения полной роботизации завершится процесс, который начался давно, с введения регулярного менеджмента, еще во времена строительства пирамид. Это коммодитизация труда, когда работа утрачивает уникальность и превращается в повторяющийся набор стандартных операций, при котором от человека требуется сохранять скорость, ибо качество обеспечено не человеком, а дизайном технологического процесса, что называется по умолчанию. Это важный тезис – качество обеспечено не человеком, а дизайном технологического процесса. От человека требуется только БЫСТРО совершать простые операции.
Т.е. производится нечто, что исключает уникальный человеческий фактор, и сам продукт/услуг, и человек, его производящий на конвейере – превращается в коммодитиз.
Такой труд включает набор простых, типовых операций. Можно легко научить новичка любого пола, состояния здоровья, расы, религии. Не нужно никакой входящей квалификации и образования. Всегда большой приток на вакансии, высокая текучка и легкая заменяемость. Это тоже важно, что подобные вакансии также рассчитаны на высокую ротацию by design – отжал-выплюнул-следующий.
И деваться людям некуда – жизнь превращается в цикл – устроился на работу, быстрое обучение, быстрые стабильные маленькие деньги, только, чтобы не выгнали из съемной квартиры. Труд на износ, не физический, а психологический. Неизбежный стресс, срыв и умственная деградация, увольнение.
И здесь вопрос – куда податься?
• Деньги нужны немедленно,
• Квалификации нет, а даже если и есть, то длительность устройства на работу от 30 до 60 дней
• все больше работодателей отказываются от постоянной работы, переходят на гиг-экономику, контрактные короткие работы,
• рынок найма во всех странах (кроме мелких стран бенилюкса и европы) заняли индийские аутстаффинговые компании. 100% рынка труда в технология в США. 100%.
• нарастает возрастная дискриминация
Разумеется, человек вынуждено идет на подобную ферму, как в Амазоне. Кстати, если кто-то думает, что в технологиях все совсем прямо по-другому, спешу удивить – большая часть всех очень квалифицированных людей в индустрии компьютерных игр, комиксах, медиа – также называют свою работу фермой. Постоянные кранчи, оплата в 2-3 раза ниже, чем в ИТ индустрии.
Доля коммодитизированного труда растет во всех отраслях и человек остается только там, где пока его труд дешевле, чем автоматизация, чем технологии, но каков прогноз? Ну давайте посмотрим на индустрию телефонии. Когда только все зарождалось – были огромные коммутационные центры, где сидели телефонистки, вы называли номер, и вас соединяли с абонентом руками. До изобретения автоматических релейный коммутаторов это были миллионы людей. Они пошли на улицу.
Потом возникли релейные коммутаторы, многие помнят эти 10 этажные здания. Где они и весь персонал, который их обслуживал? Там же, где телефонистки. Сейчас все хозяйство умещается в дата-центре, производительность которого в 10000 раз выше, а обслуживает его несколько сменных инженеров. Доля человека в расчете на обслуживаемый объем серверной инфраструктуру падает экспоненциально.
Это значит, что любой трудовой процесс, который может быть описан, формализован, разбит на мелкие простые части приведет к тому, что 10 квалифицированных людей заменит 1 квалифицированный и 20 нищебродов. А когда выгода от полной автоматизации превысит затраты на людей, то останется 1 квалифицированный на в 1000 раз большую инфраструктуру. Может показаться, что это характерно только для процессных, нетворческий профессий, но это не так. Я очень интенсивно вовлечен в создание текстов, изображений, музыки, сюжетов и игровых сценариев. И изнутри я очень ясно вижу – какая часть может быть автоматизированна. Это вопрос времен.
Давайте возьмет простой пример – торговля и работа продавца. Вроде сплошное творчество, но нет. Торговля постепенно переходит в интеренет, пока еще дистанционная торговля не более 5% от общей. Но мы то понимаем, куда все идет. Это только вопрос привычки. Эпидмия ставит крест на обычной торговле, торговые молы терпят убытки. К примеру, мы стали закупать в инете на 20% больше за последние несколько месяцев.
Покупать у человека – вопрос привычки и фана. Ходить в магазин – фан, а покупать в инете – работа. Понимаете?
Ходить в магазин – фан, а покупать в инете – работа.
Раз так, то цена в магазине будет расти, ибо обычный магазин постепенно начинает торговать не столько товарами, сколько ощущением. БОЛЬШАЯ часть рутинных покупок перейдет в инет, а значит на улицу выйдет много продавцов, кассиров, менеджеров торговых залов. Куда они пойдут? А где их возьмут? В интернет-торговлю, на Амазон. Идти им больше некуда. Из одного рабства в еще худшее.
А теперь, посмотрите на то, что делаете вы!
Что вы производите? Какую ценность?
Какие перспективы вашей профессии? Вы видите стандартный процесс в вашей работе? Если да, значит ваш рынок будет поглощен – либо крупной корпорацией, либо автоматизацией. Это вопрос времени.
И что вы будете делать?
Какой ваш возраст? Ваша квалификация – эксклюзивна?
Если вас заменить на кого-то моложе на 10-20 лет – что потеряет работодатель? Что вы будете делать, если в корпорации перспектив нет, своего дела еще нет?
Вы фрилансер? Отлично! Как выросла конкуренция на вашем рынке? Как снизились профессиональные требования? Ваша работа уникальна или стандартна? Чем вы отличаетесь? Стоит ли ваша уникальность дополнительных денег?
Если вы потеряете работу, вы готовы пойти на склад или курьером? Нет? А что будете делать? Проедать накопления? А они у вас есть? А пассивный источник дохода есть? Хотя бы несколько квартир на сдачу в аренду есть? Нет? И не предвидится?
А если посмотреть на 10-15 лет вперед? Что будете делать? А что будут делать ваши дети? Где они будут работать, зарабатывать деньги? А чему вы будете учить детей сейчас, чтобы был шанс через 10-50-20 лет? Ваши дети будут поступать в Стенфорд или в любой топ-100? Нет? А чо так? А чему стоит учиться сейчас? Еще года полтора назад я верил, что стоит начинать с программирования. Но мои наблюдения подсказывают, что это не так. Если навык есть это не более, чем хороший плюс. Однако все оказалось интересней и сложней. Примерно 1,5 года назад я прочитал серию лекций, где мы поговорили об этих проблема и возможных направлениях решений. Теперь я хочу повторить эту лекцию, но за год произошло очень-очень много – как во внешнем мире, так и в моем понимании, а главное в практических вопросах. Послушайте, мне 58 лет, и я точно попадаю под все риски, которые я описал выше, кроме пожалуй того, что за свою жизнь работал на дядю не более 2 лет, и продолжаю заниматься своим очень специфическим бизнесом. Но все заданные вопросы для меня актуальны, и я немного поделюсь тем, какие перспективы я увидел. Уверен, что для многих эти перспективы покажутся не просто непривычными и непонятными, но откровенно радикальными. Но спросите себя честно – прозябание в мрачном гетто киберпанка разве менее радикально? Леция будет